На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация



Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. ПОСВЯЩЕНО УШЕДШИМ В НЕБО.

   6-7 октября в культурно-историческом центре Красноярска состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Трасса АЛСИБ: вчера, сегодня, завтра», посвященная 65-летию открытия авиаперегоночной трассы.
В субботу утром в КИЦ прибыли люди, которых интересует данная тема, из Сухобузимского, Ирбейского, Шушенского районов нашего края, г. Железногорска. Город Красноярск представляли юные поисковики и учителя из лицея № 11, школ №№ 81, 148 и 149.
Из Иркутской области на конференцию приехали гости из Тайшетского района, Усть-Кута и Усть - Яруля. Возглавлял делегацию А. Т. Яскин -председатель общественного движения поисковиков Иркутской области.
Почётными гостями конференции были участники работы трассы, ветераны ВОВ В. Г. Ряховская и М. Н. Костюков.
   Первая Краснознамённая авиаперегоночная дивизия за годы войны перегнала через необжитые и неосвоенные до них авиацией районы до Красноярска и далее на фронт более 8 тысяч американских самолётов (52 % их поставок в СССР). Широко известно, что трижды Герой Советского Союза летчик А. И. Покрышкин воевал на американских истребителях «Аэрокобра», но мало известно, что добиться превосходства в воздухе над врагом Красной Армии помогло и то, что 250 полков наших ВВС воевало на американских самолётах. Например, 22-й Красноярский бомбардировочный полк на самолётах А-20 «Бостон» прошёл боевой путь от Брянска до Берлина. Американские «Си – 47» стали основой созданной военно-транспортной авиации страны, а летающие лодки «Каталина» --торпедоносной и бомбардировочной морской авиации.
В силу засекреченности трассы до 1994г. не было известно ни число погибших, ни число награждённых за выполнение столь важного правительственного задания.
   Школьники и энтузиасты поисковых экспедиций по этой героической трассе за лето 2007 года продвинулись вперёд в деле увековечения памяти лётчиков и обслуживающего персонала. На конференции произошел обмен информацией поисковых отрядов соседних регионов, намечены пути совместных экспедиций на будущее лето.
   Дело в том, что самолеты с Аляски перегонялись эстафетным способом: из одного населенного пункта в другой. В Красноярск они летели из Киренска Иркутской области. Поэтому падали самолеты без разбору, то на территории нашего края, то на территории Иркутской области, в основном вдоль транссибирской магистрали и рек, т.к. с картами было плохо. Такие ориентиры называли « компасом Кагановича».
   Об истории возникновения договора по ленд-лизу в США и практическом его наполнении рассказали собравшимся подполковник морской авиации в отставке В.В. Филиппов, главный редактор газеты «Заводская правда»
Е.Д. Козлов, кандидат исторических наук М. А. Бровцына, журналист и издатель Н. Ф. Шкарёв, заслуженный учитель России В.Я. Обераман из пос. Степановка Ирбейского района и др. Некоторые итоги поисковой работы на пленарной части конференции были подведены в докладах сотрудника музея из Железногорска Т. Н. Сергеевой и ветерана поискового движения из Усть-Кута Н. С. Куршевой, зам директора школы из Тайшетского района Т. С. Чистовой.
Живо воспринимались воспоминания и долго не смолкали аплодисменты после выступления ветеранов, радиста на приводных станциях Валентины Георгиевны Ряховской и майора авиации в отставке Михаила Никитовича Костюкова. Трасса, которая до февраля 1946 г. была частью жизни и тяжёлой работы тысяч военных и гражданского населения, на конференции была щедро представлена фото- и видеоматериалами, специальными тематическими выставками. Иркутяне даже привезли обломки из найденных в тайге самолетов.
   После обеда все участники поехали на Троицкое кладбище, чтобы почтить память лётчиков-перегонщиков, погибших 17 ноября 1942г. в небе над Красноярском. Накануне конференции, при активном содействии участников проекта РУСАЛа «Поднять самолёты – вернуть имена» на этом памятнике впервые появились фамилии людей, отдавших жизнь за приближение Дня Победы! Можно сказать, что памятник американским и советским лётчикам в г. Фэрбенск (США) и памятник в Красноярске теперь соединены незримым мостом памяти благодарных потомков.
   7 октября конференция возобновила свою работу в лицее №11 Кировского района, где участники поисковой работы продолжили делиться опытом и определили планы на будущее лето. Достигнута договорённость о создании межрегиональной молодёжной общественной организации поисково-патриотического направления. Гости пригласили красноярцев принять участие в декабре 2007 г. в научно-практической конференции в Иркутске.
   А это значит, что конференция выполнила свою задачу – объединения усилий двух соседних регионов в теме восстановления белых пятен истории и патриотического воспитания подрастающего поколения.


Автор: О.Л.Подборская, руководитель проекта «Поднять самолеты, вернуть имена»

11 октября 2007 г.

Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017