На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация

Курсовые на заказ "Академикс".

Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
ОДАРЕННОСТЬ И КАК С НЕЙ "БОРОТЬСЯ"...

Антонова О.В.
Ким Г.Г., гимназия .№4.

В гимназии №4 проблемой построения нового образовательного пространства, способствующего развитию личностных качеств каждого учащегося, занимаются давно. Одно из наиболее перспективных направлений деятельности гимназии — разработка и апробация механизмов системы работы с одаренными детьми.

Система развития одаренного ребенка строится на основании концепции, разработанной американским исследователем Дж.Рензулли. Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

•  интеллектуальные способности (превышающие средний уровень),

•  креативность

•  настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Примечательно, что термин "одаренность" заменен на термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных. Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития.

Принимая такой поход , коллектив гимназии стремится обеспечить каждому ученику возможность участвовать в активной познавательной и творческой деятельности. Для этого созданы и апробированы особые формы такого взаимодействия :

•  параллельные школы  — образовательная форма, в которой присваивается ценность развития, моделируется возможная деятельность и формируются необходимые умения;

•  молодёжные творческие и социальные проекты — форма, позволяющая сконцентрировать активность и волю к изменениям для решения конкретных общественно значимых проблем.

Одним из видов параллельных школ стали сезонные школы, проходящие в режиме погружения, целью которых является создание поля проб и актуализация интеллектуального потенциала учащихся, развитие способностей к творческой деятельности.

Параллельная школа развития (далее сезонная школа) проводится для учащихся I, II ступени в каникулярное время в режиме интенсива. В её работе принимают участие педагоги гимназии, ВУЗов, студенты, учащиеся старшей школы. Время проведения и способ финансирования определяется при участии администрации и родительской общественности. Участие в параллельной школе построено на основе свободного выбора учащихся.

Важными аспектами работы сезонной школы является

•  совместная деятельность ребят разных возрастных групп, объединенных общими интересами;

•  опыт проживания различных социальных ролей (тьюторы, докладчики, содокладчики, оппоненты, партнеры и т.д.);

•  появление реального продукта совместной интеллектуальной, творческой деятельности (мультфильм, макет, спектакль, кукла и т.д.)

Сезонная школа работала в дни осенних и весенних каникул. По форме проведения весенняя и осенняя школы отличались друг от друга, потому что мы искали оптимальный вариант.

Осенняя школа.

Рабочий день делился на две части, до обеда – решение NOO -геновских задач, после обеда – работа в творческих группах по выбору:

•  Мастерская декоративно-прикладного искусства;

•  Мастерская по выпуску газеты;

•  Мастерская простых фокусов;

•  Мастерская этикета;

•  Мастерская мезенской росписи;

•  Мастерская театрального танца;

•  Мастерская по выпуску компьютерной газеты;

•  Мастерская вольной борьбы;

В завершении школы прошел фестиваль, где ребята продемонстрировали свои достижения и было проведено обсуждение результатов работы.

Весенняя школа.

Рабочий день делился на пять частей и включал в себя тренинг на сплочение коллектива, работу в творческой группе, решение Noo -геновских задач, кружки, где ребята могли попробовать свои силы в разных сферах:

•  Создание и постановка сказки.

•  Создание школьной газеты.

•  Создание необычных плакатов и стенгазет.

•  Создание пластилинового мультфильма.

•  Волейбол

•  Мастерская «Лоскутная кукла»

•  «Занимательные фокусы

•  школа «Ди-джея»

Хочется особо остановиться на новой позиции учащегося ­- роли тьютора сезонной школы. В этой роли выступали учащиеся 8-11 классов, носители проектной культуры. Ребята, имеющие опыт проектной или учебно-исследовательской деятельности, предлагали его для усвоения ребятам младшей и средней школы, работали над формированием умения трудиться в коллективе, высказывать и обосновывать свою точку зрения и т.д. Помимо этого, тьютор выступал в роли «хранителя времени», он должен уметь выполнять одно из главнейших правил интенсивной школы: «Всё начинается вовремя!»

Школы проходили в очень быстром темпе: времени мало, а успеть надо много, ведь основная задача тьютора - показать младшим товарищам из 2-6 классов их возможности, будущие дела в жизни  и сделать первые шаги по их осуществлению. Согласитесь, это не так-то просто, на это нужно много времени, а его мало. Поэтому важно учиться его экономить. Первое, что для этого требуется, - научиться делать всё вовремя: вовремя заканчивать работу в группах, вовремя приходить на общее заседание, мастерскую или тренинг.

В течение недели, предшествующей запуску сезонной школы, ребята, изъявившие желание поработать в ней, прошли обучение в «Школе тьюторов». Ежедневно в конце дня проводился «круглый стол», где проходила рефлексия работы групп и творческих мастерских, корректировалась деятельность тьюторов. Такой режим позволял быстро реагировать на динамические изменения, проходящие во время сезонной школы.

Завершилась работа школы традиционным фестивалем и чаепитием. В качестве гостей на фестивале присутствовали родители учащихся, которые, к своему изумлению, увидели личностные изменения в ребенке:

•  боялся выступать перед аудиторией – защищает свой проект, аргументированно отвечает на вопросы, «держит идею»;

•  был «выскочкой» - научился слушать и слышать других ребят;

•  отмалчивался – задает вопросы в корректной и уважительной форме;

•  завел новых друзей;

•  расширился круг интересов ребенка;

•  изменился стиль общения и т.д.

Конечно, не у всех участников сезонных школ личностные изменения проявились столь явно, но ожидать этого было бы, по крайней мере, наивно, но смена позиции по отношению к учебе наблюдалась у всех.

Предложенная форма работы по развитию одаренности ребенка (по результатам двух сезонных школ) может считаться удачной, потому что ребенок самоопределяется в

деятельности, своей социальной роли, осваивает новые способы учебной деятельности (проект).

В то же время, анализируя ресурсы гимназии, мы вынуждены признать, что обладаем возможностями лишь для работы с интеллектуально одаренными детьми. Выходом из этой ситуации может стать организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями района, а также родителями и представителями общественных организаций, что позволит стать образовательному учреждению открытым и динамически меняющимся.



Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017