На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация



Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стельмакова В.В., заместитель заведующей по УВР ДОУ № 182,
руководитель эколого-педагогического сообщества ДОУ Кировского района.

Экологическое педагогическое сообщество возникло в 2002 году по инициативе воспитателей – экологов дошкольных учреждений Кировского района. Цель объединения:

•  создание единого информационного поля;

•  выработка системного подхода к внедрению, совершенствованию и организации процесса экологического воспитания в ДОУ;

•  повышение теоретического и практического уровня педагогов через взаимодействие друг с другом;

•  совершенствование форм взаимодействия с семьей;

•  координация взаимодействия с другими организациями.

Каждое ДОУ, вошедшее в состав сообщества, разрабатывает свое творческое направление в экологическом образовании и воспитании дошкольников, в формировании у них экологической культуры.

В воспитании экологической культуры у детей необходим деятельностный подход. Это глубокое убеждение членов экологического педагогического сообщества Экологическая культура - сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; а начало она берет в дошкольном детстве, где основным видом деятельности является игра.

Как показали наши исследования (опрос, анкетирование) среди детей, родителей и педагогов, взрослые не знают, как организовать интересную экологическую познавательную деятельность, у детей она носит кратковременный характер, и родители не принимают в ней участия.

Какие же методы и формы работы с детьми могут быть наиболее эффективны и интересны всем участникам образовательного процесса?

Методов и форм работы множество, но мы решили применить на практике следующие:

- метод экологических проектов,

- экологические акции,

- экологическая почта.

Эти формы работы могут быть долгосрочными и краткосрочными, их длительность определяет педагогический коллектив, исходя из поставленных задач. Их могут использовать любые дошкольные учреждения независимо от вида и специализации. Они могут рассматриваться как дополнение к любым комплексным и парциальным программам по экологии.

Для успешного использования методов членами сообщества были разработаны рекомендации, проведены консультации, практические занятия.

Интересной и эффективной формой работы мы считаем проведение экологических (природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками и детьми, родителями.

Объектом акции могут стать деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Уже стали традицией такие экологические акции, как:

- «Семечко и зернышко про запас» - сбор семян для посева цветов и для

корма птицам (август- сентябрь).

- «Добрая зима для птиц» - подкормка зимующих птиц (ноябрь-март).

- « В лесу родилась елочка»- против вырубки елок (декабрь).

- « Снежное одеяло для деревьев и кустарников»- сгребание снега под кусты

и деревья от вымерзания (декабрь- февраль).

- « Берегите воду и свет: у кого-то их нет» - экономия воды и света (ко Дню

воды и Дню энергетика).

- « Чистый двор »- ко Дню Земли (апрель).

- « Первоцветы» - весенний период.

- « Украсим Землю цветами», « Посади дерево»- организация цветника, огорода

посадка деревьев, кустов ко Дню защиты и охраны окружающей среды (июнь).

- « Не обижайте муравья» - летний период.

Любая акция включает следующие этапы: подготовительный, познавательно- исследовательский, практической деятельности, подведения итогов.

1. Подготовительный этап:

- составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием

темы, цели, периода, состава участников , условий;

- готовится оборудование и материал, план мероприятий .

2. Познавательно- исследовательский этап:

- организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение

художественной литературы;

- решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности:

- изготовление плакатов в защиту объектов акции;

- « экологическая почта»- переписка с объектами акции;

- выработка правил, упражнение в трудовых действиях;

- инсценировка произведений, досуги, праздники;

- выставка рисунков, книг - самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

4. Подведение итогов:

- определение эффективности мероприятия (среди групп, сотрудников, родителей);

- объявление благодарности, награждение дипломами, « медалями» за

активное участие (по завершению мероприятия или на празднике « День Земли»).

Акции не только оказывают большое воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, как его организуют и участвуют в нем, но и являются хорошей экологической пропагандой среди родителей.

В познавательно- исследовательской деятельности с детьми воспитатели используют самостоятельно разработанные проекты: « Муравей», « Пчелка»,

« Березка русская» , « Лесная аптека», « Синичка», « Матушка - кормилица почва», « Вода», «Воздух», « Ромашка» - вариантов проектов множество, все зависит от того, есть ли объекты для непосредственного исследования .

Что же представляет собой экологическая почта? Чем она отличается от традиционной?

« Экологическая почта» - это программа деятельности детей, педагогов, родителей одной группы или нескольких групп детского сада.

Длительность «Экологической почты» - один год и более, так как это продолжительная сюжетно- ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет обязанности почтальона и становится получателем и отправителем корреспонденции, а главное - автором писем, причем не только от себя как ребенка или взрослого, но и от представителей животного и растительного мира.

Цель «Экологической почты» как деятельности - создание условий для реализации активной нравственно- экологической позиции ребенка, упражнение его в добротворчестве; развитие его эмоционально – чувственной сферы личности , способности сопереживать и сочувствовать представителям флоры и фауны, эмпатии, милосердия, формирование эстетического отношения к природе, потребности в общении с ней.

Оборудование: почтовый ящик в группе и на участке детского сада.

Участники: дети и взрослые, так как дети не умеют писать.

Содержанием деятельности в « Экологической почте» является создание писем, телеграмм, посылок экологического содержания, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже представителями животного и растительного мира. Например, дети получают « письмо » с огорода от морковки:

-Стало трудно мне жить на грядке: места мало, сорняки забирают всю влагу из почвы и заслоняют солнышко. Чахну я и сохну, если не поможете мне, останутся черепахи без витаминной моркови! Ваша морковка.

Дети обсуждают письмо и принимают решение, как помочь морковке.

Эффективность работы « Экологической почты» будет выше, если в организации ее деятельности примут участие и другие специалисты: руководитель изостудии, музыкальный и физкультурный руководители, ведь письмо может быть не только рукописным, но и рисованным, музыкальным и т.п.

Самое главное – выбрать адресатов и, конечно, потрудиться над содержанием и оформлением письма, уделить особое внимание итогам переписки, обеспечив ситуацию успеха для детей.

Кому писать, когда, какой может быть результат каждого письма?

Отвечая на эти вопросы, следует опираться на экологические проблемы своего детского сада, района, города, края, определить круг растений и животных, требующих особого внимания, разработать маршрут экологической тропы, маршруты экскурсии за пределы ДОУ и предусмотреть в них такие встречи с природой, которые бы побудили детей к диалогу с ней.

Недалек тот день, когда мир окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Поэтому так важно сегодня помочь дошкольникам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующим ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.



Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017