На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация

Самая подробная информация мастер класс фитнес Киев тут.

Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
ИСКУССТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Педагогическая лекция

Психологическое сопровождение детей,
обладающих особыми способностями и возможностями

Люкшина Виолетта Викторовна
педагог-психолог МДОУ № 162

I. Терминологическая гимнастика (цель: активизация познавательного интереса участников конференции к проблеме выступления)

На экране проектора высвечивается содержание различных ключевых для данной темы психологических категорий, участникам необходимо определить их названия.

Список определений:

1.Врожденные анатомо-физиологические особенности организма

(задатки)

2.Индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности.

(способности)

3.Значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии или исключительное развитие специальных способностей.

(одаренность)

4.Высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижения выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

(талант)

5. Способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

(креативность)

Несмотря на многообразие определений вышеперечисленных категорий, в рамках выступления они понимаются именно в данном контексте.

II. Актуальность изучения проблемы

На современном этапе развития общества проблема воспитания, обучения и развития детей с особыми способностями и возможностями становится все более и более популярной. В научной литературе появляется большое количество различных статей, публикаций, так или иначе затрагивающих проблему детской одаренности, раскрытия потенциала детей, обладающих ярко выраженными специальными способностями, существуют попытки создания специализированных программ, учебных заведений, классов.

Вместе с тем объективно было бы отметить, что современная педагогика делает лишь первые и недостаточно осмысленные практические и теоретические шаги в воспитании и обучении подобных детей. Во многом это обусловлено ранее сложившейся в нашей стране исторической практикой, во время которой действовала ориентация на среднего ученика, «принцип уравниловки» и распространенный стереотип о том, что «неспособных детей нет», вследствие чего создание условий для раскрытии потенциала творческой и интеллектуальной элиты общества нарушало бы принцип равенства.

К настоящему времени становится очевидным, что, ставя пред собой цель создания условий для раскрытия потенциала этих детей сегодня, мы решаем насущную потребность всего общества в формировании его будущего. В связи с этим наиболее остро, на наш взгляд, выступают проблемы, связанные с поиском адекватных средств мониторинга детских способностей, адаптации детей с различными видами одаренности к условиям общеобразовательных учреждений, подготовки специально-подготовленных квалифицированных кадров для работы с такими детьми. Решение этих проблем представляет собой приоритетные направления для развития современной педагогики.

III. Классификация детей, обладающих особыми способностями и возможностями

Несмотря на многообразие различных классификаций детей, обладающих особыми способностями и возможностями, в рамках образовательной практики нам чаще всего приходится взаимодействовать с тремя группами детей:

1. дети с ранним подъемом интеллекта (общих способностей);

2. дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (специальных способностей);

3. дети с потенциальными признаками одаренности (эта группа детей пока не показывает высокого уровня развития умственных и специальных способностей, но их отличает особое своеобразие мыслительной деятельности, оригинальность, самостоятельность суждений, возможно, потенциал этих детей еще не раскрылся, т.к. в общеобразовательном учреждении не созданы соответствующие условия).

(Н.С. Лейтес, 1997)

IV. Психологический портрет и личностные проблемы «особых» детей А) Эксперимент П. Торранса.

Участникам конференции выдаются листы, на которых отображены личностные и деловые качества, характерные для учеников. Педагогам предлагается отметить знаком «+» те качества, которые им нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится:

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддерживать общее дело (коллективист).
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учиться).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, на лету схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

После группового обсуждения вариантов, на экране проектора высвечиваются «четные» качества, которые чаще всего характеризуют творчески одаренных детей, благодаря которым их часто относят к категории «группы риска».

Б) Основные проблемы детей, обладающих особыми способностями и возможностями:

  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (гетерохронность развития ребенка);
  • Эмоциональная нестабильность (повышенная склонность к тревожности, депрессии, страхам и пр.);
  • Неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; • Стремление к перфекционизму (совершенству);
  • Негативное отношение к школе и учебе (возникающее вследствие отсутствия условий для развития способностей и интересов ребенка).

V. Основные проблемы при взаимодействии с «особым» ребенком

А) Ошибки педагогов:

  • Использование отметки в качестве единственного критерия диагностики способностей;
  • Невнимательность педагога к внеучебным занятиям ребенка;
  • Боязнь собственной некомпетентности;
  • Представление о том, что способный ребенок всегда является гармонически развивающейся личностью;
  • Убежденность в том, что способные дети не требуют особого участия;
  • Чрезмерное вмешательство в формирование способностей ребенка.

Б) Ошибки родителей:

  • Неэффективный стиль воспитания («кумир семьи» или «невмешательство»);
  • Завышенные требования к способностям ребенка;
  • Использование ребенка в качестве средства достижения собственных притязаний и компенсации чувства неполноценности;
  • Отношение к талантливому ребенку как к взрослому.

VI. Психолого - педагогическое сопровождение детей, обладающих особыми возможностями и способностями

Цель сопровождения–психологическая экспертиза воспитательно-образовательного пространства и поиск ресурсов для максимального раскрытия потенциала личности ребенка.

Основное условие развития способностей ребенка - наличие соответствующих ресурсов в самом воспитательно - образовательном процессе.

Работа психолога должна быть направлена не только на прямое воздействия на личность «особого» ребенка, но и на опосредованное создание условий для его развития во время взаимодействия с ближайшим окружением (педагогами, родителями и сверстниками). Схема психолого-педагогического сопровождения детей, обладающих особыми возможностями и способностями, представлена ниже:

Схема 1

Основные направления работы в системе психолог-«особый ребенок»:

  1. Мониторинг способностей ребенка (комплексность методов психолого-педагогической диагностики, длительность идентификации исследуемой способности во времени, привлечение экспертов в различных областях науки, искусства и техники, включение диагностики в естественные для ребенка виды деятельности).
  2. Диспетчерская функция(связь с экспертами, специалистами в различных областях по направлению развития способностей детей).
  3. Профилактика и коррекция личностных отклонений ребенка (эмоциональная нестабильность, самооценка, межличностные взаимоотношения, внутриличностные конфликты и пр.
  4. Развивающая работа по активизации потребности ребенка к самопознанию, саморазвитию, мотивации достижения успеха в учебной и внеучебной деятельности и практического применения своих способностей и повышению эффективности межличностных взаимоотношений ребенка

Основные направления работы в системе психолог–"особый ребенок"–детский коллектив:

  1. Мониторинг эмоционально-психологического климата в детском коллективе с целью выявления статусного места «особого» ребенка.
  2. Развитие групповой сплоченности, толерантности в общении, способности к безусловному пониманию и принятию личности другого.

Направления работы в системе психолог – «особый ребенок» - взрослые:

  1. Просвещение (особенности развития, обучения и воспитания, личностные особенности и пр.)
  2. Консультирование (очное и заочное консультирование по проблемам конкретного ребенка).
  3. Развитие собственных качеств личности (креативность, эмпатия, уверенность в себе и др.).
  4. Коррекция стилей взаимодействия с детьми, обладающими особыми способностями и возможностями.

Иллюстрация направления работы с педагогами и родителями практическими упражнениями на развитие креативности.



Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017