На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация



Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
ИСКУССТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Мастер-класс

"Ораторское искусство"

Рыбалко Наталья Владимировна
учитель истории гимназии № 10

Обоснование актуальности темы:

Ораторское искусство в России было обязательным предметом вплоть до 1917 года и восстановлено лишь в 1994-1995 учебном году. Результатом такого подхода стало речевое оскудение, массовое использование жаргонизмов, духовный кризис общества. В настоящее время большинство профессий требуют от человека владения искусством красноречия. Вот почему так важно для нас, учителей, не только самим владеть ораторским искусством, но и привить нашим ученикам навыки говорить красиво, грамотно, хорошо.

Цель мастер-класса - познакомить участников с некоторыми приемами, позволяющими развивать навыки ораторского искусства у детей младшего и среднего школьного возраста,организовать проведение тренировочных упражнений на практике среди участников.

Красноречие есть искусство

о всякой данной материи

красно говорить

и тем приклонять других

к своему об оной мнению.

Предложенное по сему искусству материя

называется речь или слово

М.В. Ломоносов

Для оратора очень важно начать свое выступление так, чтобы этим началом во многом заложить успех всего предприятия. В данном случае это было важно и для меня. Поэтому мастер-классе я предложила участникам познакомиться с приемом, помогающим заинтересовать аудиторию, включить ее в работу, а иногда и определить тему, то есть попросту «поймать слушателя на крючок». «Крючок» обязательно должен отвечать определенным требованиям: вопрос, который интересует большинство (есть ли жизнь на Марсе?), если хотите с помощью крючка определить тему лекции, то он должен выводить именно на тему или быть эмоциональным, личностным для каждого. Для демонстрации действия «крючка» я в этот раз выбрала именно третий принцип.

Участникам я рассказала случай из своей жизни, когда две идущие за мной женщины окликнули меня, сказав, что я потеряла какую-то бумажку. Это был уже ненужный список покупок. Поблагодарив их, я пошла дальше и услышала, как одна из женщин сказала: «Если бы это были деньги, мы бы ее остановили?» Я мысленно задала этот вопрос себе и вдруг подумала, почему бы не использовать этот случай как «крючок» по теме «Моральные качества. Совесть» на уроках обществознания. Ребята отвечают на вопрос письменно, ответы не подписывают. А дальше оглашаются результаты и т.д. Срабатывает отлично, ведь перед тем, как слушать о морали (скучно на первый взгляд), каждый обратился к себе, сравнил разные позиции, задавал вопросы, а главное с интересом слушал, как учитель говорил о мнениях разных специалистов по этому вопросу : психологов, философов, писателей - о своем мнении.

На мастер-классе «крючок» тоже сработал, аудитория готова была уйти от заданной темы

Затем участникам были предложены упражнения на развитие выразительности речи. Элементы развития выразительности речи очень важны. Оратор должен не просто говорить, он должен убедить, склонить слушателя к определенной точке зрения, придать эмоциональную окраску сказанному, создать своему выступлению эмоциональный фон. Для всего этого как минимум оратор должен уметь ставить логические ударения и интонационно окрашивать свою речь.

Как научить ставить логические ударения? Предложите обучающимся любую фразу (возможно в контексте темы любого урока) главное, она должна отображать действие. Ставьте ударение поочередно на каждое последующее слово в данной фразе. После предложите другим сделать то же, но лишь после того, как вы или другой участник будут оспаривать утверждаемое. Например, фраза: Я сегодня пойду в кино.

1-й Я сегодня пойду в кино

2-й Нет, в кино пойдет Петя.

1-й Я сегодня пойду в кино

2-й В кино ты пойдешь завтра

1-й Я СЕГОДНЯ пойду в кино

2-й Ты сегодня не пойдешь в кино

1-й Я сегодня ПОЙДУ в кино

2-й Сегодня ты пойдешь с нами в цирк

1-й Я сегодня пойду в КИНО

В ходе выполнения упражнения участникам становится очевидно, как логическое ударение придает одной и той же фразе разный смысл, помогает убеждать, отстаивать свою позицию

Также очень важно отрабатывать интонационную окраску речи. В качестве тренировочного материала были взяты слова Набокова: «Балуйте, балуйте своих детей. Вы еще не знаете, какие испытания могут выпасть на их долю»

Тренеру следует закрыть лицо (можно использовать лист бумаги), чтобы было ярче видно, что смысл сказанного сейчас будет зависеть только от интонации. А затем эти слова произносятся с разной интонацией, после каждого раза слушатели должны высказаться по поводу услышанного, какие чувства вызвала у них фраза каждый конкретный раз. На нашем мастер-классе слушатели сначала услышали любовь и нежность к детям, потом сарказм, и в третий раз даже раздражение и неприязнь.

Также в ходе встречи участникам было предложено поиграть в риторические игры. Такие игры позволяют расширять словарный запас, развивают мышление, формируют быстроту реакции при ответе на вопрос, помогают избежать в последующем тавтологии.

Условия риторических игр заключаются в том, что играющие должны подобрать синонимы или устойчивые выражения, можно прилагательные, если нужно описать предмет. Ответы даются по цепочке, выбывает тот, у кого не оказалось варианта слова, а оставшийся выигрывает. Играть могут одновременно от 2-х и до 5 человек. Игры Вы можете проводить на уроке или в походах, на праздниках и т.д. Сегодня играли трое учителей начальных классов. Сначала они подбирали синонимы к слову секундочка, а потом слова, описывающие апельсин (апельсин какой?). Конечно же, были определены победители, которые получили сладкие призы.

Под конец участникам было предложено познакомиться с «Золотым» правилом риторики и поупражняться в его выполнении. «Золотое» правило риторики гласит: произносите тезисы, а не лозунги. Тезис – это краткая мысль, которая требует в дальнейшем доказательства. Лозунг – это призыв к чему - либо.

Сначала участникам был предложен список из тезисов и лозунгов, который они должны были соответственно разделить на первые и вторые. Затем участники определили парность. Например: Участвуйте в профессиональном конкурсе учителей! И Конкурс «Учитель года» повышает профессионализм учителей и т.д. Следующим шагом в работе было выявление непарных тезисов и лозунгов и соответственное составление пар к ним. К лозунгу «Бросай курить» участники предложили несколько тезисов: курить - здоровью вредить, курение сокращает жизнь и прочее.

В заключение участникам было предложено отнестись к содержанию мастер-класса. Педагоги отметили, что предложенные приемы, упражнения можно эффективно использовать в начальной школе для формирования навыков красноречия у ребят.

Желаю всем творческих успехов в труде.



Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017