На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация

Купить средство для роста ресниц almea средство для роста ресниц.

Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ

В рамках работы городской творческой группы «Поиск» в гимназии №4 Кировского района был проведен семинар по формированию общеучебных умений и навыков, в ходе которого прошли открытые уроки учителей начальной школы. Предлагаем вашему вниманию разработку урока литературного чтения в 3 классе (система Занкова) Сушкиной Н.Н , а также схему анализа , позволяющую определить, как решалась на конкретном уроке эта проблема.

 

Тема: «Японские трехстишия хокку ».

I ЭТАП

Ученикам предлагается сравнить 2 высказывания, записанные на доске:

•  Всякому мила своя сторона.

•  Не из обычных людей тот, которого манит дерево без цветов.

Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Что это записано? (пословица и хокку).

- Что такое пословица? О чем она говорит ? (о том, что каждому человеку дорога своя родина).

- К какому виду творчества относятся пословицы? (к устному народному творчеству).

•  Что такое хокку? (японское нерифмованное трехстишие).

II ЭТАП- работа с информационными листами, в которых содержатся дополнительные сведения о хокку. После самостоятельного чтения делается вывод о том, что в хокку в переводе на русский язык не сохраняется чередование слогов, присущее японскому, что ответ на 3 вопроса:

- Где? Что? Когда?- в русском переводе это не всегда совпадает.

Выясняя, почему учитель записал вместе хокку и русскую пословицу, ребята приходят к выводу, что оба эти высказывания содержат мудрость разных народов.

III ЭТАП – постижение смысла произведения. После прочтения высказывания учителем ученикам задаются следующие вопросы:

•  Какой смысл заключен в этом хокку? (выслушиваются разные варианты).

•  Скажите, где легче определить смысл , в пословице или в хокку?

•  Почему труднее понять хокку, чем пословицу? ( произведение из чужой культуры, которая сложилась иначе. Пословица – народное произведение, а хокку – авторское.)

•  Действительно, хокку – это древний вид японского искусства, это совершенно другая культура, очень отличающаяся от нашей. Но объединяет хокку и пословицу желание передать мудрость жизни, опыт из поколения в поколение.

Давайте точнее определим главную мысль этого хокку. (Ученик читает текст)

•  О ком или о чем говорится в этом трехстишии? (О человеке).

•  Тут же не написано слово «человек», как вы поняли, что о человеке идет речь? ( Тот – это человек из людей).

•  Какой человек в этом хокку? ( Не из обычных людей, т.е. к обычным он не относится, значит, необычный ).

•  Каково значение других слов в этом произведении? ( Манит – притягивает, привлекает, интересует. Дерево без цветов – неяркое, некрасивое дерево.)

•  Как другими словами из наших рассуждений можно объяснить смысл хокку? (Это такой человек, который способен разглядеть в неярком, непривлекательном красоту, которую не видят другие. Умение видеть во внешне некрасивом внутреннюю красоту – добро, четность и т.п.).

•  Мы с вами раскрыли смысл хокку. Как мы это делали? ( В каждом слове искали смысл и соединяли в общее значение хокку).

IV ЭТАП- чтение русских пословиц и выбор той, что перекликается с изучаемым произведением по смыслу.

•  Не все то золото, что блестит.

•  Шуба овечья, душа человечья.

•  Красна ягода, да на вкус горька.

V ЭТАП- самостоятельная работа в группах над определением смысла нового хокку.

«Слово скажу – леденеют губы.

Осенний вихрь!»

(От плохих, неприятных слов холодно самому говорящему и окружающим его.)

Затем из пословиц подбирается та , которая по смыслу подходит к этому хокку.

•  Доброе слово и кошке приятно.

•  Слово пуще стрелы разит.

•  Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

VI ЭТАП – самостоятельное творчество учащихся, которые должны сочинить собственное хокку по предложенной ситуации.

Я вчера шла по улице и увидела, как мальчишки сломали ветку дерева. Как бы рассказал японский автор об этом случае.

Перед началом работы в ходе фронтальной беседы еще раз повторяются основные особенности жанра.

•  Скрытый смысл.

•  Три строки.

•  Первая строка – где?

Вторая строка – что?

Третья строка – когда?

По окончании - заслушиваются произведения ребят, выясняется смысл каждого из них.

VII ЭТАП- подведение итогов работы и рефлексия.

•  Зачем создают хокку?

•  Чему вы научились на этом уроке?

•  Возникали ли у вас трудности на уроке?

•  Где именно было трудно?

•  Что понравилось?

VIII ЭТАП- домашнее задание : сочините дома хокку, которое можно было бы взять за правило (норму) жизни в классе.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

 

Общеучебные умения и навыки

Над формированием каких общеучебных умений и навыков работал учитель?

Какие общеучебные умения и навыки продемонстрировали дети?

1) организация своего рабочего места;

 

+

2) умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

+

 

3)умение вести познавательную деятельность коллективе, сотрудничать при решении задач (умение договариваться, распределять работу);

+

+

4) умение читать в заданном темпе, осознанно, правильно, выразительно;

 

 

5) сравнивать объекты, факты, явления;

+

+

6) пользоваться исследовательскими умениями;

+

+

7) устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

+

 

8) умение слушать;

+

 

9) строить диалогическое и монологическое высказывания;

+

+

10) задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать;

+

+

11) пользоваться справочной литературой, оглавлением, комментариями;

 

 

12)осуществлять контроль и оценку правильности выбранных действий;

 

 

13) различение частей и целого;

+

+

14) работа с простейшими предметными. Знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

 

 

15) выделение признаков и свойств объектов;

+

 

16) проявление оригинальности при решении творческой задачи;

+

 

17) выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

 

+



Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017