На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация

Кровати еще на сайте.

Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ДОУ

Зверькова Л.В.,
руководитель РМО педагогов,
занимающихся эстетическим
воспитанием детей в ДОУ.

Сказка как средство социализации ребенка.

Сказка - одно из важнейших социально - педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно - педаг огическим потенциалом.

Все сказки мира: народные, авторские - содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально - педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушаю щий её имеет возможность, опираясь на реально - бытийные моменты повествования, психологически принять его «небытийную», ирреальную сторону. Сказка соз дает богатые возможности для подключения образного мышления слушателя к волшебному, ирреальному плану. При этом активизируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные, моторные механизмы.

Специфика сказки в том, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. В сказках сюжет, характеристики персонажей, зачины, концовки могут пе реходить из одной в другую («Жил да был», «В некотором царстве...»), т.е. всегда вариативны. Это имеет большое значение для социально - педагоги ческой практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов, а также внутреннее предвосхищение, додумывание, дорисовывание сюжета. По мнению А.В. Запорожца, ценность сказки в том, что "она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица", благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная значимость человеческих поступков.

Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, лечит. При этом потенциал сказки гораздо богаче её художественно - образной значимости.

Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе. Этому способствуют разработанные нами варианты игр, викторин.

Сказка – игра

Задачи:

  1. Развивать у детей творческое воображение.
  2. Учить выразительно передавать характерные особенности героев

сказки посредством музыки, танцевальных движений.

Педагог предлагает детям сочинить сказку, называет героев (например: мышонок, цыпленок, жук, муравей, лягушонок) и помогает придумывать, в какие приключения попадают герои и как они справляются с трудностями. Дети во время игры знакомятся с музыкальными этюдами своих героев и передают в движении их образ.

После этого педагог предлагает придумать название сказки и проводит игру

«Узнай героя». Дети по желанию (индивидуально или группой) задумывают героя из сказки и показывают его с помощью мимики и жестов. Остальные должны отгадать, кто это. Затем выясняется у детей, по каким характерным признакам они узнали героя, и какие средства выразительности им помогли.

После этого педагог предлагает детям поиграть в сказку, где все роли распределяются самостоятельно между детьми, определяется пространство.

По окончании сказки обязательно поощрение детей.

Сказка – викторина

«Мы любим сказки»

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной выразительности в передаче образов героев сказок.
  2. Эстетическое развитие детей посредством музыки, живописи, танца.

Педагог встречает детей и родителей в зале, разделяет на команды

(по желанию). Команды придумывают название в соответствии с темой викторины.

Задание 1:

Вспомнить названия сказок по их героям двум командам поочередно.

а) Петух, ворона, сорока, лиса, птичий двор («Хвостатый хвастунишка» Я. Тенясова).

б) Пчелы, медведь, скворец, сыч, белка, куница («Теремок» В.Бианки).

в) Бабушка, внучка, мышка, заяц, кошка (русская народная сказка «У страха глаза велики»).

г) Воробей, лягушка, еж, светлячок («Айболит и воробей»)

Задание 2

Послушав стихи, назовите героев сказки.

а) Очень хитрая она, чуть не съела петуха… (Лиса)

б) Лежит он в траве высокой, у него перебито крыло.

Голосом жалобным, тихим просит помощи кто? … (Воробей)

в) Их не тронь, друг за дружку горой!… (Пчелы)

г) Не любит драки он и ссоры, предупреждает все раздоры,

К Луне и Солнцу поспешит и спор, конечно, разрешит… (Бог Грома и Молнии)

д) Очень юркая она, быстро говорит слова, но гордится уж собой, что же это за герой?… (Сорока)

е) Маленький, ушастенький, под колодцем спал. Вскочил и на внучку, бабушку страха нагнал… (Заяц).

Задание 3

Каждому участнику раздается набор карточек с графическим изображением эмоций (злости, грусти, радости, страха). Нужно угадать, какое чувство было у героя, и показать это на графической картинке.

а) Сказка «Хвостатый хвастунишка» Я. Тенясова.

Какое было чувство у петуха, когда его схватила лиса? (Страх)

б) «Теремок» В.Бианки.

«Дятел выдолбил дупло и стал жить в нем...» Что он испытывал? (Радость)

в) «Айболит и воробей» К. Чуковского.

Воробья укусила змея. Какое у него было настроение? (Грусть)

г) Сказка «Как поссорились Солнце и Луна».

Что испытывали Солнце и Луна в момент ссоры? (Злость)…

Задание 4

Командам предлагается показать любимую сказку. Передать ее нужно в танце, в песне, в рисунке (по желанию команды).

По окончании викторины командам вручаются медали:

«Знатоку сказок», «Любителю сказок».



Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017