На главную

Администрация Кировского района г. Красноярск

 
 
главная | карта сайта | образование | кодекс | молодежная политика | фотоальбом
виртуальная приемная | сетевые проекты | инфотека | объявления | форум | ссылки  


Логин:  Пароль:
 
Регистрация



Поиск по сайту:



HotLog
Управление образования Кировского района города Красноярска


 
НОВОСТИ
Статья №179 из 1767 «« 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 »» 

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ОБНОВЛЁННОГО ПАМЯТНИКА, ПОГИБШИМ 65 ЛЕТ НАЗАД НА АЭРОДРОМЕ Г. КРАСНОЯРСКА

    16 ноября в 15-00 педагоги и учащиеся лицея №11 на Троицком кладбище (за мемориалом Победы) примут участие в торжественной церемонии открытия обновлённого памятника, погибшим 65 лет назад на аэродроме г. Красноярска.
На Троицком кладбище Красноярска на братской могиле установлен памятник с надписью «Воинам-летчикам.1941-1945 гг.» Учащимся гимназии № 11 недавно удалось установить имена двадцати летчиков и техперсонала, погибших в тот роковой день.
На церемонию открытия обновленного памятника воинам-летчикам приглашены официальные лица из администрации края и города, ветераны Великой Отечественной войны, представители общественности, учащиеся школ г. Красноярска.
К истории открытия памятника
   17 ноября 1942 года на красноярском аэродроме разбился советский транспортный самолет ЛИ-2 с двадцатью военными летчиками на борту. Летчики из Красноярска должны были быть доставлены через промежуточные аэропорты в Фербенкс (штат Аляска) для перегона военных самолетов различных типов с Аляски на фронты Великой Отечественной войны. В результате катастрофы они навсегда обрели покой в нашей сибирской земле. Это произошло в самом начале работы секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» 65 лет назад.
   «Мы живём и учимся в Кировском районе. И мало кто знает, что остановка «Торговый центр» не так давно называлась «Авиадом», а на месте судоремонтного завода и цирка находились авиаремонтный завод, неподалеку, за цирком - взлётно-посадочная полоса аэродрома.
   Рядом с лицеем расположен жилой дом, который все старожилы называют «Авиадомом». Почему? Нам захотелось ответить на этот вопрос, и мы занялись поиском.
   В результате нашего поиска мы узнали, что такое название этот дом получил в связи с секретной трассой «Аляска – Сибирь», которая была рассекречена только в 1994 году.
   Так мы вышли на тщательное изучение темы, связанной с секретной воздушной трассой под названием «Алсиб». По этой трассе в годы Великой Отечественной войны с Аляски ( г.Фербенкс) через промежуточные аэродромы до Красноярска перегонялись военные самолеты по договору между правительством СССР и США - «ленд-лизу». Всего за два с половиной года (с 1942 по 1945 г.г.) по трассе «Аляска-Сибирь» было перегнано более восьми тысяч самолетов различных типов.
Собрав немало различных исторических сведений, мы обратились в Администрацию края (конкурс проектов «Партнерство ради развития») с просьбой о выделении средства на изготовление и установку памятной доски на этом здании – «Авиадомеа», в память о летчиках, перегонявших самолеты в годы войны в неимоверно трудных условиях. Многие из них погибли при исполнении приказа. Необходимые средства были выделены, и 5 мая 2005 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски, которое привлекло к себе внимание краевых и российских СМИ.
   Мы продолжили наши исследования и выяснили, что в Ирбейском районе рядом с деревней Петропавловка лежат два бомбардировщика. Нам с ребятами очень захотелось поехать туда и посмотреть на то, что от них осталось, своими глазами. Мы написали заявку на проект компании РУСАЛ для участия в программе «Шагни за горизонт» и выиграли грант на 300 тысяч.
Основная идея проекта выражена его названием - «Поднять самолеты, вернуть имена». В рамках проекта мы съездили в экспедицию в Ирбейский район, привезли оттуда множество обломков от двух самолетов. Как выяснилось, это были бомбардировщики ИЛ-4, которые изготавливались на Иркутском авиационном заводе. Они попали в грозовой фронт и разбились 30 мая 1943 года. Удалось восстановить и имена членов двух экипажей. Скорей всего, в самолете, упавшем в болото, до сих пор находится экипаж. Будем обращаться в Краевой военкомат, в МЧС для того, чтобы поднять самолет из болота и захоронить его экипаж с воинскими почестями.
   В рамках проекта мы сделали передвижную выставку по теме трассы «АЛСИБ», изготовили модели самолетов ленд-лиза времен ВОВ, провели межрегиональную научно-практическую конференцию, в данное время работаем над изданием сборника материалов.
   В октябре этого года, уже за рамками проекта, недалеко от Красноярска, в районе станции Крючково мы обнаружили обломки американского самолета марки СИ- 47 («Дуглас»). У нас есть список членов экипажа. По нашим предположениям, останки самолета и экипажа до сих пор лежат в земле. Надеемся, что к следующему лету найдем средства для следующей экспедиции и раскопок на месте катастрофы этого самолета.
   16 ноября мы открываем обновленный памятник летчикам и техперсоналу, погибшим при авиакатстрофе в 1942 году, в самом начале перегона американских самолетов из Фербенкса (штат Аляска) до Красноярска. Летчиков сняли с фронта, обучили летать на американской технике, привезли по железной дороге в Красноярск и дальше они должны были лететь до Аляски. Но… произошла катастрофа, и 20 человек погибли прямо над аэродромом Красноярска. Их братская могила находится на Троицком кладбище, но до настоящего времени она была безымянной. Нам удалось разыскать имена погибших и благодаря помощи со стороны администрации города сделать мраморные таблицы и укрепить их на существующем памятнике.
Это были достойные люди, и мы, их потомки, в неоплатном долгу перед ними. Каждый из нас должен сделать то, что он может сделать, для их памяти».


Автор: О.Л. Подборская, руководитель школьного музея «Моя малая Родина» лицея № 11

16 ноября 2007 г.

Управление образования администрации Кировского района в городе Красноярске; 660025, г.Красноярск, ул. Семафорная, 325; телефон/факс: (391) 213-11-59, zaharovama@kirov.admkrsk.ru
(c)1996-2017